Подготовка к празднованию 120-летия начала железнодорожного движения на станции Великие Луки идет полным ходом.
В 2021 году исполняется 120 лет началу железнодорожного движения на станции Великие Луки. Кроме того, 50 лет исполняется музею эксплуатационного локомотивного депо ТЧЭ-31, расположенного в историческом здании, где сейчас находится сервисное депо. Во время войны от здания осталась одна лишь стена — об этом свидетельствует фотография тех лет.
Музей был открыт к Дню железнодорожника в 1971 году, однако экспонаты собирались и работа велась гораздо раньше. В музее хранятся совершенно редкие предметы, к примеру, сохранено учебное пособие для паровозников, показывающее работу парораспределительного механизма и реверса.
В настоящее время идет обустройство дополнительных площадей музея. Расширение экспозиции и подготовка к научно-практической конференции, которая состоится уже 23-24 сентября.
Инициатива создания музея исходила от всего коллектива депо, а решение о создании принадлежало начальнику депо Арнольду Орловичу, который руководил предприятием 30 лет. Помогали ему председатель профсоюзной первички Иван Юдин и художник Владислав Януш».
Один экспонат музея студенты Великолукского филиала видят постоянно, находясь на производственно практике. Он хранится под открытым небом — это паровоз Л‑1846. Машина постройки 1952 года работала на Казанской железной дороге, в 1963 году поступила на Октябрьскую, где была переведена на нефтяное отопление. Хранился паровоз на базе запаса в Новосокольниках, там до недавнего времени оставался ещё один паровоз — П36-251. К столетию депо его отправили в Мурманск, а «Лебедянку» должна была забрать Октябрьская дорога в музей. Неравнодушные руководители Октябрьской дороги помогли сохранить машину в Великих Луках, но ради этого пришлось отдать некоторую фурнитуру котла и инжекторы на восстанавливаемые до ходового состояния паровозы.
На крышке дымовой коробки Л-1846 красуется заводской медальон с профилями Ленина и Сталина. Таких машин, как нам рассказали в депо, осталось всего три. На остальных эти медальоны были заменены гербом СССР. При подготовке машины к восхождению на пьедестал была проведена обратная модернизация — она вновь стала твердотопливной.
В процессе подготовки паровоза на её тендере размещена табличка, сообщающая о том, что конструктор этой машины Лев Сергеевич Лебедянский, в честь которого она и получила индекс «Л», учился в Великих Луках в Реальном училище.
«Паровоз-памятник — символ трудовой доблести и трудового героизма работников депо, великолукских железнодорожников, дань памяти Герою Социалистического Труда Михаилу Ивановичу Кушнеру», — выбито на металле. Михаил Кушнер — машинист депо Великие Луки, в годы войны он сменил пятнадцать паровозов: все они во время бомбёжек выходили из строя, а Михаил Иванович оставался в строю.
Сегодня музей депо в Великих Луках — центр притяжения железнодорожников всех поколений. В начале учебного года сюда придут школьники и студенты Великолукского филиала ПГУПС.
3.09.2021
Добавить отзыв